Вы здесь

WHEN GOOD GLASS-OFF GOES BAD

Когда вечернее парение может окончиться плохо.

(перевод статьи из журнала CrossCountry автор Honza Rejmanek)

 Беззаботное парение в широченном потоке поздно вечером это великолепное завершение дня. Но иногда, в некоторых местах, условия для парения могут развиться, от безопасных до угрожающих, в течении двадцати минут.
   Происходит это потому что огромная энергия накачивалась в систему в течении дня, а из-за инерции усиление локального ветра может произойти даже через шесть часов после максимального прогрева. В прошлом выпуске мы обсуждали феномен или комбинацию феноменов под названием GLASS-OFF. И столь же важно исследовать ситуацию, когда этот широкий вечерний термик следует оставить птицам.
(Glass Off - явление, которое происходит в конце дня, когда поверхность земли высвобождает тепло, накопленное за весь день, создавая подъем воздуха, что обычно создает очень мягкие условия для полета.)

Наблюдение за облаками.

    Образования широкой зоны со скоростью подъема, сравнимой со скоростью набора высоты взлетающим самолетом, требует значительный уровень конвергенции внизу и аналогичную дивергенцию вверху потока. Если есть облака, то вершину потока можно оценить по их верху.
   Важно обращать внимание на высоту развития облачности. Поздним вечером конвекция может изменить небо с отличной кучевой облачностью, в небо с несколькими преобладающими облаками с сильным вертикальным развитием. При достаточной влажности внизу и сильным градиентом температуры по всей глубине тропосферы, эти облака могут быстро развиться до кучево-дождевых. Борьба за то чтобы снизиться на закате рядом с облачной башней в лучшем случае принесет только стресс. Даже если это облако-башня от вас в отдалении, важно внимательно отслеживать его. Если появляются изолированные облака с сильным вертикальным развитием, это является показателем, что конвекция изменилась по высоте и величине. Вместо желаемой, ограниченной по высоты развития облачности, мы начинаем видеть начало глубокой конвекции, которая охватывает всю глубину тропосферы. И это гораздо более динамичный процесс, который больше не зависит от нагрева подстилающей поверхности.
   Глубокая конвекция высвобождает огромную скрытую энергию при конденсации влаги. В каком-то смысле атмосфера перестает беспокоиться о времени суток. Поздний вечер может стать самой сильной частью дня, а мягкий вечерний подъем может возрасти до нежелательной силы.
   Широкие развивающиеся вверх кучевые облака на расстоянии свидетельствуют о подъеме вверх нескольких кубических километрах воздуха.  На место поднявшегося вверх воздуха снизу должен прийти другой, и это может привести к усилению ветра в зоне посадки в то время, когда он обычно должен уменьшаться. Это усиление долинного ветра может быть совершенно незаметно сверху и при старте.
  Напротив, кучево-дождевые облака, которые перестали расти и выпадают в виде осадков, могут сформировать слив или даже послать вниз на много километров по долине шквал. Когда воздух загрязнен и с большим количеством влаги, возможно, что облако, создающее шквал, будет затенено дымкой. Повлияет ли слив на вашу зону посадки, зависит от многих факторов, таких как сила и расстояние от бури. Окружающая топография может либо направить, либо заблокировать шквал.

Безоблачный вечер

   Если облаков нет, то вполне безопасно предположить, что верх подъема будет находиться вблизи верхней кромки конвективного слоя или чуть ниже. В пустынных или сухих горных районах это может быть на несколько тысяч метров выше поверхности. В менее засушливых регионах подъем обычно заканчивается на высоте 1500-2500 м над поверхностью. Однако отсутствие облаков - не повод быть менее внимательным. Наблюдение за закатом на высоте 2000 м над посадкой во время вездесущего подъема может завораживать. Тем не менее, если вы хотите быть на земле затемно, вам нужно либо лететь к краю этого подъема, либо нужно использовать более радикальные методы спуска.
   Поиск края широкого вечернего потока может быть проблемой. Если вы отметили периферию потока в крайние несколько минут или вы хорошо знаете летный сайт, вы можете с уверенностью наслаждаться закатом с высоты. Если нет, вы должны продумать посадку до захода солнца.
   Конвергентный воздух не всегда поднимается как по шаблону. Он может подниматься под наклоном, и гигантский невидимый пандус будет генерировать в расслоённом воздухе сильную турбулентность среза ветра. Иногда более сильный подъем можно встретить, когда вы выходите в долину, чтобы приземлиться. Эта полоса подъема может простираться на многие километры в долину. Возможно ситуация когда вас будет поднимать к сильному верховому ветру, и вы, поднимаясь вверх, будете мучительно пробиваетесь против ветра в единственном спасительном направлении.
  В другой раз на приземлении могут быть сюрпризы. Например, в Пембертоне, Канада, местный поздний ветер, называемый экспрессом Уистлера, свистит 40 км/ч. Не осознавая этого локального явления, пилот будет, в лучшем случае, сильно удивлен.

Добавляем синоптический ветер

    В некотоых случаях синоптический ветер может начать увеличиваться с приближающейся растущей вверх системой. Это еще одна ситуация, когда отсутствие прогрева не означает уменьшение ветра. Другое исключение может быть вблизи земли в глубоких долинах, где без прогрева формируются холодные воздушные бассейны. Эти устойчивые поверхностные пятна отделены от усиливающегося ветра выше. Для пилота это может означать существенный срез ветра внизу.
    К счастью, синоптическая ситуация обычно довольно хорошо спрогнозирована на 12 часов, поэтому проверка прогноза должна предупредить пилота о возможности значительного изменения давления к вечеру. Проверка погоды, консультирование у опытных местных пилотов и сохранение нескольких вариантов спасения жизненно важны для безопасного и приятного полета в конце дня, как впрочем и в любое другое время.
  
Метеоролог Хонза Рейманек летает на параплане с 1993 года. Участвовал в пяти Red Bull X-Alps и занял третье место в 2009 году.  Живет в Калифорнии
 

Предыдущие посты категории «Теория»:
 
 

Solar window

Солнечное окно.

Перевод статьи Cross Country magazin edition 180 автор Rafael Saladini
 
Обладатель парапланерного мирового рекорда Рафаэль Сладини объясняет концепцию солнечного окна, которая помогает на большой ХС дистанции.

читать далее